Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

Выделяются 2 группы предпосылок к формированию всех видов нарушений поведения в детском возрасте:

  • Наличие психосоциальных проблем (проблемы воспитания аспектов нравственности и социализированного поведения, характера, эмоционально-волевых особенностей ребенка, адаптации в среде, отношение взрослых и сверстников и пр.);
  • Наличие психических, соматических и психофизиологических расстройств органического генеза (задержки развития, пограничные к психозам расстройства и психозы, органические поражения мозга, гормональные дисфункции и пр.).

В нашем случае предметом внимания являются только те Нарушения поведения, причиной которых являются психосоциальные факторы, так как именно они являются платформой для формирования характерологических нарушений во взрослом возрасте (личностных расстройств), в частности – АЛР.

Нарушения поведения, вызванные гормональными нарушениями или органическими поражениями ЦНС не являются предметом обсуждения данной статьи.

Распространенность. По данным детского врача-психиатра  ЦКПБ С.С. Позднякова, показатели распространенности нарушений поведения в детском возрасте варьируются от 12 до 25 % всей детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек: 6:1 (85% и 15% соответственно).

Следует отметить, что данная статистика относится ко всем видам нарушений поведения, включая расстройства органического генеза.

Доля Нарушений поведения антисоциального характера по разным данным от 20 до 50%.

 

Критерии. В DSM-IV для «Нарушения поведения в детском возрасте» выделяют 12 критериев (достаточно не менее 4-х, стабильно проявляющихся не менее, чем 6 месяцев подряд):

  • Систематические прогулы школы;
  • Проявление физической жестокости к животным;
  • Целенаправленное разрушение чужой собственности;
  • Поджоги и пожары (мусорные баки, почтовые ящики, бумага и пр.). Они получают удовольствие от наблюдения за беспокоящихся людей, чувство всевластия;
  • Частые сбегания из дома (не менее двух раз). Причем мыслей о том, что родители могут переживать, их не посещают;
  • Часто первыми вступают в драку и провоцируют ее;
  • Применение оружия в более чем одной драке (в том числе и подручных средств: бутылок, палок, камней и пр.);
  • Принуждение к сексуальным действиям (под угрозой);
  • Частая и систематическая ложь без причины;
  • Более чем однократные кражи или другие криминальные действия (подделка документов, вымогательство, вооруженное нападение, тотализаторы и пр. вплоть до убийства);
  • Вступление в контакты с подобными лицами, образование групп;
  • Физическая жестокость по отношению к беспомощным людям (пьяным, людям с ограниченными возможностями здоровья и пр.)

 В зависимости от того, сколько критериев фиксируется, выделяют три степени тяжести нарушения поведения:

  • Мягкое (незначительное число признаков и минимальный вред окружающим);
  • Умеренное (большое количество критериев);
  • Тяжелое (криминальное поведение, выраженный вред другим).

Также выделяют индивидуальный (агрессивно-одиночный) и групповой (смешанные или недифференцированные) типы нарушения поведения.

 

В МКБ-10 расстройство поведения в детском возрасте имеет сходные диагностические критерии и имеет кодировку F91, включая:

  • F91.0 – «Расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи»;
  • F91.1 – «Несоциализированное расстройство поведения» (с нарушенным взаимоотношением с другими детьми);
  • F91.2 – «Социализированное расстройство поведения» (с  наличием связей  с другими детьми);
  • F91.3 – «Оппозиционно-вызывающее расстройство» (для детей младше 9-10 лет) и нек. др.

Для данной группы расстройств характерно стойкое диссоциальное, агрессивное поведение, проявляющееся не менее чем 6 месяцев.

 Клинические проявления. Время начала развития АЛР определяется временем начала симптомов в детском возрасте (около 8 лет). По данным Robins, только 26% детей, обнаруживающих признаки нарушения поведения по антисоциальному типу, обнаруживают признаки АЛР во взрослом возрасте. Чем больше критериев из выше указанных, тем выше вероятность перехода во взрослом возрасте в АЛР. В остальных случаях наблюдается эффект «спонтанного выздоровления».

Исследователи «спонтанного выздоровления» при нарушении поведения в детском возрасте указывают на интересную связь.

Если в процессе воспитания в раннем детстве ребенку «вложили» азы социальной этики и основы социализированного поведения, а после были травмы в виде физического, сексуального, эмоционального и/или психического насилия, которые являются предикторами АЛР, то есть вероятность спонтанного возвращения в социализированное поведение миновав подростковый возраст. Но, если ребенок находился в антисоциальных условиях, пренебрежении и т.д. с раннего детства и не получил навыков и основ социализированного поведения, то вероятность укоренения черт и симптомов АЛР увеличивается, делая прогноз формирования АЛР во взрослом возрасте более вероятным.

Более подробно клинические проявления, анализ механизмов и причин поведения при АЛР мы рассмотрим в статье, посвященной взрослому варианту АЛР.

 

Этиология. Часто в анамнезе обнаруживается пренебрежение потребностями детей, физическое и/или сексуальное насилие, общение с лицами с АЛР. Также указывается на влияние конституциональных факторов.

Плохое обращение с детьми, физическое (психическое) насилие и пренебрежение ими способствуют формированию агрессивности (прямой и косвенной), антисоциальных реализаций, аддикций и пр.Около 20-30% лиц с нарушением поведения имеют в анамнезе сексуальное насилие (Widom, 1989).Исследование физического и психического насилия показали, что оно способствует либо формированию аутистических форм поведения и самоизоляции, либо аккумуляции агрессии, злобы с последующей реализацией антисоциальных проявлений.

Также в исследованиях АЛР говорится о роли «передачи» антисоциального поведения от взрослого ребенку. Подобное можно наблюдать в случаях, когда ребенка забирают от родителей, лишенных родительских прав. Ребенок как бы «впитывает» в себя деструктивные формы поведения родителей как вариант нормы, так как в картине мира ребенка нет альтернативных моделей поведения. Создание благоприятной среды приемными родителями может существенно снизить группу риска развития и укрепления АЛР. Исследованиями показано, что дети, изолированные от антисоциальных родителей и помещенные в семьи с благоприятным климатом, в три раза чаще строили свою профессиональную и семейную жизнь успешно (Rutter).

Важным протектирующим фактором в развитии АЛР имеет конституциональные особенности ребенка, важность которых «всплывает» в подростковом возрасте при появлении гормональных изменений. Семейный анамнез, сила нервной системы и уровень развития морали и нравственности – все в купе влияет на то, сформируется и оформится АЛР, или – нет.Таким образом, можно говорить об аккумулировании различных факторов в формировании АЛР и Нарушения поведения в детском возрасте, нежели о воздействии какого-то одного фактора. В пользу данного тезиса свидетельствует факт того, что одинаковые травмы и формы насилие в анамнезе у одной группы лиц приводят к формированию АЛР, а у другой группы – иных форм психологических последствий. Это указывает на наличие других протектирующих факторов, речь о которых шла выше (конституциональные особенности, генетика, средовые воздействия, особенности воспитания, сила Я).

Спасибо за внимание! В следующей статье рассмотрим АЛР взрослый вариант в практике психолога.

Получить консультацию можно обратившись:По тлф. 8-923-146-08-18Skype: Alexey Mossine-mail: [email protected]

Источник

Оставить комментарий