Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Что скрывает жалость?

Что скрывает жалость?

Если мы обратимся к этимологии слова жалость то, увидим, что слово «жалеть» приравнивается к сострадать. В древнерусском «желя» — печаль, скорбь.

Так ли просто это чувство и почему так расходятся в своих трактовках авторы, обращающиеся к нему и слову, которым оно обозначается?

Жало…ость. И жало, и ость одновременно. И то и другое есть нечто заостренное, а значит опасное, способное причинить боль.

В русской традиции слово «жалеть» употребляется в значении «любить». Любить, значит жалеть, и, выходит жалить, и жить в печали и скорби..?

Так ли безопасна такая "любовь"?  

Если жалость направлена на другого, что она несет тому, кто жалеет, и тому, кого жалеют?

Если жалость есть обоюдоострый меч, то взаимоотношения людей, в которых в основе жалость напоминают шампур с нанизанными на него (простите за сравнение) кусками мяса.

Интересно, как себя чувствуют эти «куски»? Думаю, не очень.

Свободы у них нет, ибо она ограничивается шампуром и соседями по нему же, а если и есть, то достигается путем принесения в жертву соседа.

Выглядит примерно так:

— Эй! Подвинься!

— Ам!

— Уф, ну, слава богу! Хоть место освободилось, можно вздохнуть!

Обратимся к слову сострадание, как синониму жалости.

Красивое русское слово и такое нам близкое, НО, союз «со» сам за себя говорит. Сострадать – значит страдать совместно. Вместе, дружно, на одном шампуре!

И если кто-то в этой связке вдруг больше свободы захотел, то получить ее может, лишь принеся в жертву «единомышленника» по страданию, а то и не одного, ведь пока до конца шампура доберешься…

Непростое это чувство ЖАЛОСТЬ, ведь жалея кого-то зачастую жалеющий (Спасатель) стремиться дать / отдать многое из того, что имеет. Возникает закономерный вопрос, — почему он так поступает?

Таким образом, Спасатель повышает свою значимость.

Это его (не совсем адекватный способ) повысить самооценку (за счет другого), хотя внешне все выглядит привлекательно, ведь движим он «благими намерениями».

А Жертве от этого тоже одно удовольствие, (ведь она чувствует себя нужной), но это ненадолго, пока ее кто-нибудь опять спасать не придет или… (об этом ниже).

Настоящая помощь не отдать, что сам имеешь (как говорят «снять последнюю рубаху»), а показать путь (способ) с помощью которого ты рубаху эту самую обрел. Хотя, конечно, этот способ может другому и не подойдет, но помощь в том, чтобы нуждающийся смог найти свой способ быть (а кто действительно хочет, найдет непременно).

 И, кстати, не просят, «не беги впереди паровоза», а то как бы он тебя не задавил!

В связке Жертва – Спасатель рано или поздно появляется третий. Это Преследователь.

Если Жертва получила свою «последнюю рубаху» от Спасателя, то спустя какое-то время ей покажется мало и тогда она найдет того, кто сделает из нее Жертву Мирового Масштаба.

Добро пожаловать, Преследователь!

И их уже трое.

Преследователь, по сути, использует ту же «любовь», то есть – жалость.

Преследователь, естественно любя)) будет учить жертву «как надо». И делать это будет под девизом «Это ради твоего же блага!» и есть вероятность, что «зажалеет» ее (жертву) так, что спасать будет поздно.

Преследователь учит Жертву исключительно ради себя, т. е. так же как и Спасатель повышает свою самооценку за счет Жертвы, но своим способом.

 А Жертве опять хорошо, ведь «накушавшись» она может предъявить счет или/и истошным голосом позвать Спасателя, который непременно откликнется на ее зов!

Так жалость и запускает вечный бег по кругу внутри треугольника Карпмана.

Давать себя жалеть – извращенный способ чувствовать себя нужным.

И все при деле: и Жертва, и Спасатель, и Преследователь и у всех есть смысл (нужность), но только смысл за чужой счет.

Почему так? А потому, что жалея, человек вонзает острие в другого, а противоположный край с острием в себя, ожидая ответа. Т. е. «причинив добро» подспудно надеется на оплату.

В одном старом мультфильме герой говорит такую фразу:

«Делай добро и бросай его в воду!»

О чем это?

— Сделав, не жалей ни себя ни другого и не жди платы за добро. В этом же контексте наши предки говорили «От добра, добра не ищут!».

Жалость тогда и превращается в зло, когда появляется ожидание «добра от добра».

Чтобы давать, надобно иметь!

Невозможно давать, если сам не имеешь. Такая любовь, – жалость.

Сначала надо вырасти, наполниться, и тогда возможно давать по собственной воле, не ожидая ничего взамен.

Обратимся еще раз к синониму жалости «сострадать». Страдать совместно, это про треугольник зависимости, но слово «страда» также подразумевает и нечто иное.

На Руси Страда́ – «сенокос, жатва, тяжелая работа» , интересно, что «постра́да» — конец жатвы, начало молотьбы.

Значит, выбор есть! Страдать в значении «мучится» или «страдать» в значении трудиться.

Выбор Жертвы – мучиться.

Выбор Спасателя – спасать.

Выбор Преследователя – преследовать.

А выбор зрелого человека в том, что он может выбирать, кем быть здесь и сейчас, а не ограничиваться одной / тремя ролями. Взрослый тот, кто знает ответ на вопрос «Кто я?» и не нуждается в авансе.

P. S.: Наши чувства не так просты и то, что «плохо» сегодня, может завтра оказаться «хорошо» и наоборот. Сделайте свой выбор!

Будьте осторожны с жалостью!

Источник

Оставить комментарий