Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Почему не возникает доверия в психотерапии?

Почему не возникает доверия в психотерапии?

Один из актуальных вопросов, обсуждаемых на форуме b17 и в терапии — это вопрос доверия.

Слово "доверие" имеет один корень со словами "уверенность"  и "вера", но отличается от них по смыслу. Так в основе веры лежит некая легенда, не подтверждённая достоверными фактами, и мы сами выбираем, верить в эту легенду или не верить (например, в существование инопланетного разума). Когда мы верим, мы обращаемся к некой незримой материи.

Уверенность — это вера в себя, в свои силы, в свою способность справиться с какой-либо жизненной ситуацией.

Доверие — это признание своей слабости, осознание своей потребности в помощи другого реального человека, которого мы считаем компетентным в какой-либо сфере. Доверяя, мы полагаемся на этого человека в решении своих проблем.

В интересах клиента доверять психологу, т.к. без доверия невозможно и решение той задачи, с которой он пришёл. Почему доверия не происходит, ведь при выборе специалиста клиент наверняка предварительно собрал о нём информацию и счёл его компетентным?

Как, например, может идти речь о недоверии стоматологу? Приходя к стоматологу, клиент априори уверен, что тот имеет соответствующий диплом о медицинском стоматологическом образовании и доверяет ему лечение своего зуба, несмотря на то, что видит его впервые в жизни и, зачастую, не имеет о нём никакой информации. Было бы забавно, если бы клиент пришёл к стоматологу и сказал:

"Я хочу перед началом лечения получше вас узнать, чтобы доверить вам лечение своего зуба" или отказаться от лечения, если врач не понравился ему внешне, из-за разности в мировоззрении.

Какие функции должны быть у психолога в соответствии с информацией, указанной в должностной инструкции ЕКСД:

1. диагностическая (грамотно определить психологическое состояние человека);

2. консультативная (донести до клиента в доступной форме суть его конфликта, причину неудовлетворительного психического состояния в рамках своей компетенции, а также информацию о способах решения данной задачи);

3. психокоррекционная (путём проведения специальных мероприятий — терапевтической беседы, различных техник и методов способствовать благоприятным личностным изменениям человека);

4. оказывать психологическую поддержку;

5. обучать методам саморегуляции;

6. способствовать личностному развитию;

7. придерживаться профессиональной этики (анонимность, конфиденциальность, объективность, уважительное отношение к клиенту и т.д.).

Среди требований к квалификации психолога — наличие диплома о соответствующем образовании и, чем выше уровень этого образования, тем компетентнее должен быть специалист. И тут каждый клиент осуществляет выбор в соответствии со своими предпочтениями и финансовыми возможностями.

Конечно, у клиента могут возникнуть негативные чувства по отношению к психологу, и даже отторжение, но тогда он не придёт уже после первой консультации.

А как интерпретировать поведение клиента, который посетил более 15 сессий одного и того же психолога, в целом доволен работой, но говорит, что не чувствует к нему доверия?

Некоторые клиенты придерживаются мнения, что если они заплатили за консультацию, то психолог должен их как-то по-особому к себе расположить, разве что только не сплясать для создания необходимого доверительного климата.

Фрейд на этот счёт был суров. В своей работе "Заметки о любви в переносе" он делится своими наблюдениями, что для достижения необходимого терапевтического эффекта нужно периодически вступать в конфронтацию с пациентом с момента, когда с ним будет налажен более-менее устойчивый "рабочий" альянс, слегка его фрустрировать, т.к. только в таком состоянии пациент будет замотивирован на достижение личностных изменений.

Пожалуй, тут срабатывает принцип длительного интервала между положительными подкреплениями. Это как с игровыми автоматами — если человек, бросая в автомат монету, каждый раз будет выигрывать, то вскоре он утратит к этому интерес, а чередование проигрышей с выигрышем значительно повышает мотивацию к игре. Состояние фрустрации, в котором оказывается игрок после проигрыша, стимулирует его к тому, чтобы взять реванш.

Фрейд ввёл понятие "принцип абстиненции", который заключается в удерживании себя аналитиком от соблазна удовлетворять потребности пациента с целью его комфортного самочувствия в терапии.

Фрейд подчеркивал: "Если из полноты своего отзывчивого сердца аналитик будет отдавать пациенту все, что человек может получить от другого, то он допустит такую же экономическую ошибку, в которой повинны неаналитические санатории для нервнобольных, создающие для их обитателей благоприятные условия, в результате чего нервнобольные ищут в них новое убежище от тягот жизни".

В процессе же аналитического лечения у пациента должно, по мнению Фрейда, оставаться много неисполненных желаний. Причем целесообразно отказывать пациенту именно в таком удовлетворении, которое он больше всего желает и настойчивее всего выражает.

Таким образом, общая позиция Фрейда сводится к тому, что психоаналитическое лечение должно осуществляться в ситуации отказа. Логика его размышлений о принципе абстиненции основывается на том, что коль скоро отказ человека от удовлетворения какого-то желания привел к образованию у него невротического симптома, то и поддержание отказа на протяжении всего курса лечения пациента может служить мотивом для его желания выздороветь.

В чём проблема, если у клиента не возникает доверия к психологу в процессе терапии?

1. В структуре личности клиента, у которого есть трудности с установлением доверительных отношений.
Психолог Эрик Эриксон, автор теории стадий психосоциального развития личности, видел причины проблем с доверием в детско-родительских отношениях, когда мать ведёт себя отстранённо по отношению к ребёнку, не даёт ему необходимого тепла и внимания на младенческой стадии, а впоследствии не признаёт его границ, не желает видеть в нём отдельную личность, не принимает его таким, каков он есть. В таком случае дети часто вырастают с кризисом идентичности и базовым недоверием к миру.

2. В сопротивлении клиента, вызванном влюблённостью в психолога и стремлением произвести на него хорошее впечатление за счёт презентации положительных черт и умалчивания о теневых аспектах своей личности, в страхе быть собой, делиться своими проблемами.

Но базовой причиной всё же остаётся несформированная способность к доверительным отношениям, страх уязвимости, заставляющий прибегать к психологической защите "идеализация-обесценивание". У таких людей часто наблюдается эмоционально-неустойчивое состояние, тревожность, раздражительность, трудности в межличностных отношениях, непрекращающиеся поиски идеала, нарушенная идентичность.

Доверие — основа любви. Человек, который боится доверять, боится и любить.

3. В неумении психолога работать с психологическими защитами клиента или в нарушении этического кодекса. Но в данном случае желание ходить к такому психологу должна отпасть после нескольких визитов, если их цель — психотерапия.

Мы никогда и ни в чём не можем быть уверены на 100%. Но отказывая себе в доверительных отношениях, мы лишаем себя большого внутреннего ресурса для жизни.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!

Буду рада Вашему мнению.

Подписаться на мои статьи можно здесь.

Чтобы получить  мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке

Источник

Оставить комментарий