Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Правила честного спора

Правила честного спора

     В бурном море наших повседневных коммуникаций спор занимает одно из лидирующих мест по занимаемому объему. Дома и на работе, с друзьями, с детьми и с родителями, на отдыхе, на производстве, да и попросту в транспорте… Каждый из нас по праву обладает собственным мнением, которое отнюдь не всегда совпадает с мнением окружающих. И в этом нет ничего удивительного – это нормально. Так устроена жизнь. И в особенности жизнь такого огромного города, поистине мегаполиса, в котором нам с вами – петербуржцам, волею судеб довелось проживать. Выходит, что именно в спорах мы проводим довольно большую часть своей жизни. А ведь спор – это весьма напряженная и даже конфликтная коммуникация…

     «Cпор — обсуждение, при котором «сталкиваются» точки зрения различных сторон, каждая из которых отстаивает свою точку зрения» — говорит нам Википедия. Это одно из определений, и оно достаточно понятное и верное.

     «В споре рождается истина» — этот очень известный афоризм, который приписывают Сократу, становится все более популярным сегодня. И при этом все больше споров закипает сегодня вокруг самого афоризма. Кстати, считается, что Сократ "противопоставил спору диалог". Во-первых, посмотрим, что же по поводу значения этого афоризма говорит нам Викисловарь:

«столкновение противоположных взглядов позволяет людям более полно и разносторонне понять предмет спора»

     На мой взгляд, очень ясное и логичное толкование. К сожалению, далеко не всякий спор приводит именно к такому продуктивному результату.

     Изучив мнение ряда людей по данному вопросу, я обнаружила огромное их разнообразие. Мнения разделились на два «лагеря»: согласных и абсолютно несогласных. Вторых, как оказалось, больше. Например, я встретила много таких высказываний: «В споре рождается победитель и проигравший», «Любой спор тормозит развитие», «И вообще спор ни к чему хорошему привести вряд ли сможет», «…спор идет как раз за компетентность кого-либо, а вовсе не за истину», «Доказательство своей правоты — это то, что отводит людей друг от друга, а не сводит…" Часто люди говорят о том, что спор надо заменить дискуссией или диалогом (как у Сократа). И даже предлагается такой выход: «уклонение от споров (их исключение из практики) в подавляющем большинстве случаев сделает личность более цельной и самостоятельной, а труд – более эффективным и рациональным».

     Да, бесспорно, диалог, дискуссия – это очень мирные, культурные и конструктивные способы обмена мнениями, исследования, обсуждения какого-либо вопроса. Но всегда ли так бывает в реальной жизни? Конечно же, нет! Давайте не будем лукавить – все мы живые люди, наполненные чувствами и страстями. Да и сам предмет обсуждения зачастую уже несет в себе достаточный заряд напряженности. А метод уклонения от споров, по моему убеждению, далеко не всегда бывает продуктивен. Часто такой способ подобен уклонению от решения проблемы, что, как известно, ее только усугубляет.

     Напрашивается ряд вопросов: что же делать, если споров все равно не избежать? Как приблизить спор к дискуссии? Как сделать его максимально конструктивным? Каким образом снизить возможные моральные, эмоциональные и интеллектуальные потери?

     

У психологов для этого есть конкретный алгоритм. Разработан план «Честного спора» — девять правил, придерживаясь которых, мы сможем, находясь в непростой конфликтной ситуации, все же уцелеть, сохранить себя, своего оппонента по спору, наши отношения. И при этом у нас есть возможность все же отстаивать свое мнение, рассматривать точку зрения другого. В таком случае нет ни победителей, ни проигравших, оба участника сохраняют самоуважение и уважение к другому человеку. Вот эти правила:

  • Конкретизируйте предмет спора: решите, что конкретно вызывает в вас злость, и договоритесь придерживаться обсуждения именно этого предмета в ходе спора. Если вы выделили несколько спорных вопросов, вам потребуется несколько заходов в разное время, чтобы разобраться со всеми из них. Объединение нескольких вопросов вряд ли приведет к решению какого-нибудь из них.

  • Выберите время, подходящее для обоих: выберите время так, чтобы это было удобно для вас обоих и чтобы времени было достаточно для того, чтобы разобраться с проблемой. Не устраивайте спор, когда одному нужно идти на работу или когда пора кормит ребенка ужином!

  • Выберите подходящее место: выберите уединенное место, (спальню лучше не использовать), где вы знаете, что вам не будут мешать и вы сами никому не помешаете.

  • Слушайте друг друга: дайте другому возможность выразить свой гнев и сказать свое слово.

  • Не возвращайтесь к прошлому: придерживайтесь конкретного вопроса, который является предметом спора. Как бы это ни было соблазнительно, не возвращайтесь к списку прошлых грехов и промахов, которые только запутают текущий спор.

  • Выражайте гнев, но избегайте ругани, физического насилия, обвинений и оскорблений. Обвинения и оскорбительные ярлыки – это обесценивание другого человека, маловероятно, что они позволят сохранить «чистоту» спора. В действительности, хорошее начало – договориться о том, чтобы не ранить другого человека и себя, а также не наносить ущерб окружающей обстановке.

  • Останавливайтесь, если вы не можете сохранить ясную коммуникацию: договоритесь останавливаться, если кто-то из вас почувствует, что спор больше не является ясным и относящимся к конкретному вопросу. Вы можете договориться продолжить в другой раз, когда вы оба обдумаете происходящее.

  • Договоритесь не соглашаться: хороший ясный спор не значит, что вы обязательно должны прийти к соглашению. В действительности, вы можете договориться не соглашаться и в дальнейшем найти компромиссное решение проблемы.

  • Договоритесь обсуждать компромиссы: часто то, что нужно в трудной ситуации, — это разумный компромисс. Когда люди выразили свой гнев и озвучили свое беспокойство, они лучше готовы вести переговоры о реалистических и конструктивных компромиссах.

  • Пусть поначалу следование этим правилам и покажется вам несколько искусственным, но когда они станут обычной частью ваших отношений, вам больше не понадобится специально структурировать разговоры таким образом. Иными словами, эти правила станут частью вашей коммуникативной культуры и помогут вам разрешать различные проблемы и спорные вопросы значительно более продуктивно и легко, быть более успешными и эффективными.

    Удачи вам!

    Источник

    Оставить комментарий