Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Размышления о воспитании

Размышления о воспитании

       

Как-то мне на глаза попалась эта пословица. Помню свое  удивление и радость от того, что эти несколько слов оказались так созвучны моим представлениям во взаимоотношении с детьми, и  о воспитании вообще.

       И приходит в голову то, что этот принцип  актуален и для семьи, и для  школы,  для всех тех взрослых, которые имеют доступ к душе, к психике ребенка. Думаю, очень полезно было бы взять взять на вооружение основную суть этой мудрости. Полезно для нас всех.

      Современное воспитание детей осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: это и обострение политической ситуации, и социальная напряженность, экономическая нестабильность в стране и в мире; ухудшение экологической обстановки, обесценивание нравственных устоев  , потеря идеалов и , наверное, есть еще что-то, что я здесь не упомянула.

      Авторитарное, демократичное, либеральное-выделяю три вида воспитания.

Можно долго спорить о том, что лучше – «кнут или пряник», но, на мой взгляд, ответ очевиден: гармоничное сочетание личного авторитета и свободы в воспитании дает самый плодотворный результат.      Именно авторитет, но не подавляющая авторитарность, не положение «свысока», а равноправное  «рядом, вместе», не попустительская вседозволенность, а  способность услышать,                пойти за запросом, разрешить другому быть другим.

   Анализируя свой опыт как учителя ,классного  руководителя в прошлом,  впоследствии как психолога  и мамы, прихожу к такому мнению, что в воспитании личности ребенка самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Поведение нас-взрослых. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, указываем. Это происходит и тогда, когда нас рядом нет. То, как  мы разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и недругами, как смеемся, слушаем, молчим – все это имеет для ребенка большое значение.

   Замечала, если мне хотелось что-нибудь изменить в поведении ребенка, в его отношении к происходящему, ко мне, ничто так не действовало, как взгляд на себя и честный ответ на вопрос: «А то ли я сама делаю»? Если мне удавалось отследить свою ошибку, все достаточно быстро налаживалось. Возникало доверие, которое  ценно в любых отношениях.

    К сожалению,  с каждым годом, все больше наблюдаю е детей с глубокими  психологическими  травмами, которые выражаются в проявлении неконтролируемой агрессии, повышенной тревожности, истериках, либо же уходе в себя. Дети часто просто кричат, словно докричаться до нас, взрослых, хотят, чтобы услышали их страхи и боль.

   Большинство таких травм родом из раннего детства, и не только в  неблагополучных семьях травмируются дети.   Вообще, вопрос детской  психологической травматизации – отдельная, большая тема. В этой же работе мне бы  хотелось сфокусировать  внимание на  роли воспитания,  и на том, кем мы, педагоги, являемся в этом важном и сложном процессе. 

   Зависит ли от нас что-то, можем ли мы как-то повлиять на тех, кто доверился нам?

   Уверена, что да! Сейчас модно говорить о воспитании души ребенка, мне бы хотелось добавить, что это возможно тогда только, если воспитание будет  вершиться душой  другого.

   Что же это значит, воспитывать душой, на мой взгляд. Прежде всего, никогда не лгать детям, быть открытым, принимать их несовершенство и непохожесть на некий эталон идеального ученика или ребенка, уметь слышать не только слова, а  и то, что  за ними скрыто, быть твердым, последовательным и требовательным, и прежде всего к себе,  давать право на ошибку, ибо только ошибки дают опыт их исправления и радость от успеха.

   Воспитание – сложное и трудное дело, но это так до тех пор, пока мы как родители, как педагоги, как Вос-питатели, не научимся  воспитывать самих себя, и не осознаем, что  до уровня детского сердца  нужно еще дорасти.

   Закончить хотелось бы словами гения, великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «…Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь,… Воспитание других, включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно».

Источник

Оставить комментарий