Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Рефлексии на тему архетипических проекций

Рефлексии на тему архетипических проекций

"Не хочу быть Ариадной, оставленной на берегу" — сказала к концу нашей встречи клиентка. На следующий день после статьи "Женская инициация в мифе об Ариадне", где я попытался соединить архетипическое и личное, соотнести происходящее с ней с древнегреческим мифом об Ариадне и славянским праздником Ивана Купалы, получил от нее следующий отклик.

Здравствуйте, Сергей Владимирович. И все таки Ариадна! Под впечатлением от всего этого. Другое имя Минотавра — Астерий, под которым его чтили как звезду, совпадает с именем, которое во время мистерий выкрикивают, желая вызвать Диониса. Благодаря свадьбе Ариадна обрела брата в лице Диониса и соединилась с родом. Про Купалу тоже что-то об этом [Купала и его сестра Кострома]. Поняла влияние в моей судьбе Афродиты. Стесняюсь спросить, а в этой моей истории на сегодняшний день Тесей — это вы? По моим размышлениям получается так. Я рада. Надо же, как отчетливо все видно. Рада Ариадне, читала про Психею и Афродиту, но все-таки это Ариадна и Афродита. Благодарю вас. Так интересно, какие глубинные пласты, прошли тысячи лет а сегодня отзывается.

Такой позитивный отзыв, подтверждающий правильность моих предположений. Все, на что клиент в терапии отзывается положительно является в терапии правильным.

И еще важное добавление о сиблинговой связи Ариадны с Дионисом и Купалы с Костромой — такие существенные межкультурные параллели. А то, как они покажут свое значение в терапии и что прояснят — дело будущего. Пока речь идет о доверительных дружеских отношениях с мужчиной после длительного периода недоверия (объектный уровень) и о появлении сизигии (комплементарной пары), когда в бессознательном человека идет подготовка к сакральному браку с Анимусом или Анимой (субъектный уровень). После многолетнего сосуществования с негативным материнским анимусом все это очень даже хорошо.

Но главные, как представляется, вот эти слова:

Стесняюсь спросить, а в этой моей истории на сегодняшний день Тесей —это вы?

"Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента" — писал К.Г. Юнг и в связи с описываемым случаем есть о чем задуматься.

Должен был, но не задумывался о том, кто я в этом терапевтическом сюжете с мифологическим расширением? Перенос и контрперенос — это неотъемлемая часть терапии и порой мы с клиентами испытываем переносные и контрпереносные реакции архетипического (мифологического) уровня. Попадаем в сны, которые снились предшествующим поколениям и сложились в повествования мифов. Про переносы и контрпереносы обычного биографического уровня думать привычнее и потому проще их распознавать. Но когда речь идет об архетипических переносных реакциях — минотаврах, ведьмах, героях и богах, которые появляются в пространстве нашего взаимодействия с клиентом, то хочется отключиться и не думать. Слишком много разрушительной энергии. Правда и спасительной энергии тоже много. И вот когда она все же появляется из бессознательного и начинает работать, то возникает ощущение, что помимо нас двоих в терапию включились очень важные союзники, ведущие к целостности психики на самом глубинной уровне.

Был ли, являюсь ли я Тесеем для клиентки?

Вспоминая начало нашей работы у меня было ощущение вызова, получиться — не получиться, справлюсь — не справлюсь. Никакой опредленности, ощущение, что нам (мне) придется долго бродить по лабиринтам и не факт, что получится выйти на свет. Если бы переоценивал свои силы и не надеялся, что клиентка поможет мне помочь ей: не будет вместе со мной анализировать произошедшее и происходящее с ней в жизни, не приносила бы на встречу свои сны, не анализировала бы их вместе со мной, не вручила бы мне волшебный клубок Ариадны и не распутывала бы со мной его нить, то и я оказался бы не Тесеем, а жертвой Минотавра.

Если бы Минотавр в наших отношениях присутствовал как фигура умолчания, если бы клиентка не нашла в себе смелости показать мне его агрессию и ярость, не помогла бы понять природу этих чувств и скрыла бы, что Минотавр (негативный материнский комплекс, теневой материнский Анимус) был рожден ее матерью, то мрачные эпизоды наших встреч так и остались бы непроясненными.

Действительно, возможно и Тесей, если учитывать, что яростный материнский комплекс не может быть изжит клиентом без помощи терапевта, если взрослая дочь не может покинуть своего отца и отправиться в свое жизненное плавание, поскольку не может сама  построить корабль и выйти в открытое море.

Да, когда в терапию включаются архетипические силы мы можем становиться для наших клиентов какими-угодно Богами небесными и подземными, благостными и ужасными. Бессознательное будет продуцировать свои образы, и они неизбежно будут воплощаться в человеке, с которым на протяжении года-двух-трех происходят регулярные встречи.

Мужчина терапевт может откликнуться на поиск потерянной матери и на время стать Деметрой для своей клиентки Персефоны, превратиться в Зевса для клиентки Геры, озабоченной узами брака, в черта, лешего, купидона, героя спасителя. Женщина терапевт может вполне оказаться не только в роли Великой Матери, Афины, ведьмы или русалки, но и мудрым старцем, наставником, проводником Вергилием. Природа архетипических образов и проекций настолько глубока, что возраст и гендер реального терапевта оказываются несущественны.

И еще вопрос, на который пока нет ответа, но который существенен.

Если ты вдруг в этой архетипической игре под названием терапия оказался Тесеем, для которого его подвиг был важнее Ариадны, если клиентка прямо говорит: "А не Тесей ли ты", то про что это?

Простой вариант сказать, что таков биографический опыт клиентки, связанный с ощущениями использования ее мужчинами или это слишком по-легкому? Но может и в твоем поведении было что-то связанное с недостаточным вниманием к ней как к человеку и терапия для тебя оказалась более важным приключением, чем клиентка и ее судьба? Или обратная ситуация. Ты не сможешь как Тесей по велению Гермеса оставить ее на берегу, можешь привыкнуть к встречам с ней и  удерживать клиентку рядом с собой и в результате помешать ее встречи с Дионисом, который уже у нее на пороге. Уже не мифологической и не терапевтической, а в ее реальной жизни. А может ты сам недостаточно дионисичен, свободен и весел, слишком пуглив и не чувствителен,  чтобы позволить раскрыться ее чувственности рядом с тобой? Вопросы, вопросы, вопросы…

Терапия продолжается и нужны новые мифологические подсказки о том, как повернется сюжет и куда будет готова идти клиентка.

 

Исходная статья: 

Женская инициация в мифе об Ариадне

Источник

Оставить комментарий